ФЭНДОМ

«Заглядывание в бездну считаю идиотизмом. На свете есть множество вещей гораздо более достойных, чтобы их рассматривать»
— Лютик

Юлиан Альфред Панкрац виконт де Леттенхоф, известный как Лютик — персонаж литературной саги «Ведьмак», а также игр Ведьмак, Ведьмак 2: Убийцы Королей, Ведьмак 3: Дикая Охота, лучший друг и неизменный спутник Геральта, трубадур и бабник. Автор сборников поэтических произведений «Невзгоды любви» и «Час Луны», а так же мемуаров «Полвека поэзии». В игре «Ведьмак» Лютику приписывается авторство ещё одной книги — «Баллады».

Описание

Лютик представляет собой полную противоположность и яркий контраст Геральта – он почти не способен постоять за себя, болтлив и очень любвеобилен. Тем не менее, он не уступает Геральту в знании жизни, юморе и зачастую оказывается мудрее ведьмака. Его излюбленный образ – образ вечного ребёнка, озабоченного лишь сиюминутными радостями и заботами. Лютик почти всегда весел и почти всегда в хорошем настроении. Лютик добр ко всем и совершенно искренен. Он совершенно лишён каких-либо предрассудков по поводу представителей других рас (если они, эти самые представители, не пытаются каким-либо образом уничтожить лично его). Очень предан своим друзьям, настолько, что в критических ситуациях себя жалеть не будет, даже склонен к глупым и бессмысленным самопожертвованиям, разом забыв про свою трусость.  

В книгах фактически отсутствует описание внешности Лютика — упоминается только фантазийная шапочка и эльфийская лютня, подаренная ему Торувьель. Это, видимо, связано с тем, что действие книг разворачивается на протяжении почти двадцати лет. Геральт за это время не меняется — а Лютик вынужден был бы значительно измениться. Поэтому создаётся впечатление, что у Лютика нет возраста. 

До событий саги

Родился в 1229 году, в во владениях некого барона де Леттенхофа, но в результате различных причин, был лишен наследства. Закончил Оксенфуртский Университет. Петь начал в 1248. Несмотря на то, что никогда не был примерным учеником (например, больше всего бард любил Географию, потому что "в глобусе можно было спрятать пузырь с водкой"), окончил университет с отличием и после получения диплома стал уважаемым лектором. Но несмотря на это отдавал предпочтение музыке и поэзии. Вскоре, познакомился с Геральтом в Гулете. С тех пор он был верным спутником и другом ведьмака на протяжении всей Саги и которого, Геральт часто выручал из различных бед.

Участие в литературной саге

Осторожно: Далее текст содержит детали сюжета.

Лютик отправился с Геральтом в Дол Блатанну, еще до воссоздания там эльфийского королевства. Зима была близко, и ведьмаку срочно было нужно заработать денег для зимовки. Выбор в том краю был невелик, и героям пришлось взяться за необычный заказ – на "диавола", как того окрестили кметы. Благодаря таинственной девушке Лилле, ведьмак получил нужную ему информацию. Задача была проста – найти сильвана, который ворует урожай, и прогнать. Но на деле оказалось всё не так просто – дьявол не давал себя легко скрутить, всячески брыкался и бодался. В пылу такого сражения, на героев нападают эльфы. Как оказалось, сильван воровал урожай для них, так как прогнанные со своих земель представители старшей расы отправились в горы. Но выращивать пищу они не умели, так как, в былые времена, все ресурсы им давала природа. Среди эльфов была Торувьель. Она не скрывала своего презрения к людям, и в результате словесной перепалки с Геральтом, эльфка разбивает лютню Лютика. По приказу командира эльфов Фильвандреля, герои должны быть убиты, так как люди не должны узнать, куда девается урожай. Этому событию помешала Лилле, которая оказалась Королевой Полей, древней богиней. Она смогла повлиять на эльфов, и они будто бы вспомнили о былом величии. Торувьель отдала Лютику новую лютню, с которой трубадур не расставался.

Ещё одно достижение Лютика – именно из-за него случилась первая встреча Йеннифэр и Геральта. Во время обычной рыбалки, бард случайно находит таинственный сосуд, в котором заточен джинн. Поэт не раздумывая открывает бутылку, из которой вырывается злой гений. Вместо того, чтобы выполнить желание, дух начинает душить Лютика. Геральт смог отогнать джинна, но его другу нужна была магическая помощь. В ближайшем городе, в Ринде, ведьмак встретился с чародейкой и в неё влюбился. Та, в свою очередь, ответила взаимностью во время произношения ведьмаком своего последнего желания. Это событие Лютик описал не раз в своих балладах и поэмах. Любовная история стала одним из самых популярных творений мастера.

Среди прочих приключений Геральта и Лютика: охота на дракона в Хенгфорсе, случай с доплером в Новиграде, кража мечей Геральта и заговор престолонаследников в Кераке.

Лютик был первым, кто рассказал ведьмаку о судьбе Цинтры, а затем стел свидетелем его воссоединения с Цири.

После этих событий, бард чуть было не стал жертвой сообщника Вильгефорца - чародея Риенса, но поэта спасла Йеннифэр, оставив магу след от ожога. После этого случай, поэт отправился в Оксенфурт. Позже к нему прибыл Геральт. Как оказалось, Лютик шпионил для Редании Сигизмунду Дийкстре. Геральт не одобрял такого, так как презирал шпиков. Тем не менее, Дийкстра помог навести героев на след Цири. В следующий раз Лютик предстает в Горс Велене, где собираются Геральт, Йеннифэр и Цири. Это был первый раз, года бард и ведьмачка смогли нормально познакомиться. После их первого разговора они сразу же подружились. После событий на острове Танедд, Лютик навестил Геральта в лесу Брокилон, где тот отходил после боя с Вильгефорцем. Поэт рассказал другу о событиях, которые начались в мире после восстания, но важнее всего он рассказал, что Цири не попала в руки преследователей.

После долгих отговорок со стороны Геральта, Лютик всё же отправился с ним на поиски молодой ведьмачки. Поначалу поэт сильно боялся – чего стоил только случай с человеком в гробу. Но затем, когда компания престала к колонне беженцев Золтана Хивая, бард начал получать удовольствие от дороги. Лютик быстро нашел общий язык с краснолюдами, а приставшие после Регис и Кагыр стали прекрасным дополнением к компании. Тем не менее, во время одного из боев, которые были частым явлением во время Второй Нильфгаардской войны, Лютик получил ранение – стрела оцарапала его голову у виска. Геральт сразу заметил, что рана не серьезная и что ей можно будет хвастаться перед дамами, но бард то и дело, что изнывал от горя. Случалось также, во время путешествия, им попасть в плен к армии севера как подозреваемые в шпионаже в пользу империи. Финалом опасности, по крайней мере, дорожной, стал замок Боклер в Туссенте. Там Лютик сошелся с княгиней Аннариеттой, своей давней пассией, и сразу же заиграли чувства и бард превратился в жениха. Пока Геральт с компанией освобождал Цири и Йеннифэр из замка Стигга, поэт и суженная успели поссориться, и Лютик сразу же отправился на эшафот. К счастью, княгиня отошла и смягчила приговор до заключения. К несчастью, она потом несколько раз изменила свое мнение. Заключением стало изгнание, после чего Лютик, уже вместе с Геральтом и Цири, отправился в дорогу.

В 1268 году Лютик прибыл в Ривию в компании Геральта. Там они устроили посиделки с Золтаном и Ярпеном Зигрином, пока ожидали Цири, Йен и Трисс. Внезапно на улицах города начались беспорядки – начался погром. Геральт встал на защиту, но внезапно и предательски был атакован неким крестьянином вилами в грудь. На глазах барда умер его лучший друг и чародейка Йеннифэр. И в тоже время он был спасён Цири, которая перенесла его тело и тело Йеннифэр на Остров яблонь.

Конец деталей сюжета.

Данные из книг Сапковского

Геральт и Лютик отправляются на Край Света — в Долину Цветов, Доль Блатанна. Когда-то здесь жили эльфы, но пришли люди и прогнали их в горы. Но эльфы не собираются сдаваться так просто. Они нанимают рогатого «диавола» по имени Торкве, который шпионит за людьми, воруя у них образцы овощей и учась сельскому хозяйству. Жители деревни нанимают Геральта, чтобы он избавил их от дьявола. Появившиеся эльфы связывают двоих друзей и собираются убить их, но явившаяся владычица Дана Меабдх, укрывавшаяся под личиной местной крестьянки, велит отпустить героев. На прощание эльф Филавандриэль дарит Лютику лютню вместо его лютни, которую сломала эльфийка-мизантропка Торувьель.

Последнее желание

Геральт и Лютик ловят сома, но вместо рыбины вытягивают бутылку. Воодушевлённый Лютик открывает бутылку, но появившийся джинн не выполняет его желаний и хватает поэта за горло. Геральт произносит заклинание («экзорцизм»), которому его научил один знакомый жрец, и джинн улетает. Геральт отвозит раненого Лютика в город Ринду, но стражники не пускают их после захода солнца, Геральт обращается за помощью к чародейке Йеннифэр из Венгерберга. Йеннифэр исцеляет Лютика, но взамен требует печать от бутылки.

Последнее желание

Игра «Ведьмак»

Icon Act II
 Глава II

Лютику удалось проскочить через карантин в Вызиме, и он снова смог вернуться в свою квартиру. Его подруга Шани пригласила на вечеринку, где будет его старый друг Геральт из Ривии, ведьмак. Лютик конечно же пришёл и был неописуемо рад и удивлён тому, что его лучший друг жив, хоть и потерял память. Вместе с Геральтом они отлично отдохнули и вспомнили былое. В ходе этих событий, как оказалось, Лютик продолжал шпионить, но в этот раз отчитывался перед Радовидом.

Icon Act III
 Глава III

Лютик потерял свою лютню и от горя стал пить в Новом Наракорте. Благодаря Геральту, бард снова вернул свою реликвию и продолжил давать концерты в таверне.

Icon Act IV
 Глава IV

Чародейка Трисс Меригольд отправила Лютика вслед за Геральтом в Темноводье. Там-то Геральт и Лютик снова встретились.

People Dandelion full
Получив заказ, Геральт из Ривии просит барда помочь ему. Лютик неохотно соглашается на весьма необычную просьбу ведьмака — исполнить балладу для призрака Алины.

Нападение на деревню Ордена Пылающей Розы было внезапным, Лютика, как и жителей деревни взяли в плен скоя'таэли. Геральт вынужден спасти барда, что ему и удаётся. Лютик и Геральт вместе сбегают в Вызиму.

Icon Act V
 Глава V

Геральт и Лютик проплывают через густой смог, выясняется, что Вызима — столица Темерии, в огне. Геральт решает не подвергать Лютика опасности, поэтому оставляет его в лагере короля Редании — Радовида. У Лютика Геральт может оставить часть своих вещей на хранение.

Icon Epilogue
Эпилог

Лютика, вновь Геральт встречает в Обители Ордена, после победы над Яковом. Бард спрашивает ведьмака, что он будет делать дальше, а также обсуждают о проделанном пути ведьмака и двемеритовом медальоне Альвина, найденным у Магистра.

People Dandelion

Запись в дневнике

Ходят слухи, что знаменитый менестрель Лютик посещал Предместья.
Я встретил Лютика, который, вроде бы, должен быть моим лучшим другом. Лютик — безусловно болтун, шут гороховый и лентяй. Он к тому же бабник с удивительным талантом вляпываться в неприятности. Но при этом Лютик — действительно талантлив, хоть и зарабатывает на жизнь случайными представлениями.
Лютик попал в беду, и мне пришлось ему помогать. Всё, что я слышал раньше, оказалось правдой.

Связанные квесты

Дополнение «Побочные эффекты»

Лютик рассказывает историю о ведьмаке

Лютик рассказывает историю о ведьмаке

Лютик рассказывает о том, как в очередной раз попал в беду. На это раз в тюрьму — из-за своих любовных похождений. Так как у Лютика было другое мнение о соответствующем для него наказании, он попросил стражу защитить его. Но на самом деле, ночные приключения Лютика — это не настоящая причина его страха за свою жизнь. К сожалению, он вляпался в грязные дела с местным криминальным боссом и сейчас должен за это расплатиться. И Геральту предстоит выручить старого друга.

Дополнение «Цена нейтралитета»

Лютик рассказывает сюжет дополнения.

Игра «Ведьмак 2: Убийцы Королей»

Tw2 full Dandelion
32px-Tw2 icon numberone.svg
Глава I

После смерти Великого Магистра, Лютик вместе с Золтаном отправились на свадьбу последнего. К несчастью, бракосочетания не состоялось. В дальнейшем, друзья оказались во Флотзаме, где в очередной раз попали в беду - его приговорили к повешению за поджог башни Лоредо. Геральт из Ривии, недавно прибывший во Флотзам оказался вовремя, и принял соответствующие меры — без кровопролития и надругательств обезвредил палача и несколько стражников. Комендант Флотзама — Лоредо, предложил Геральту сделку, ведьмак приносит голову лидера скоя'таэлей по имени Йорвет, а комендант отпускает его приговорённых друзей. Геральту осталось только согласиться.

Лютик был рад встретить старого друга, и не менее рад, что он остался жив благодаря ведьмаку. Геральт вместе с Лютиком и остальными друзьями хорошенько отметили спасенье, и конечно обсудили все недавние события. В городе оказывается, что теперь бард шпионит для Темерии Вернону Роше.

После всех событий Лютик с Геральтом отправляется в Нижнюю Мархию.

Tw2 icon numbertwo.svg
Глава II

Путь Роше

Лютик расположилсяся неподалёку от лагеря каэдвенцев, а именно в местном борделе. Там-то Геральт из Ривии снова встречается с Лютиком. Узнав о новых приключениях, которые выпали на долю ведьмака, Лютик помогает другу в последний раз и уходит в Оксенфурт, спасаясь от гнева Хенсельта за участие в заговоре против него. 

Путь Йорвета

Лютик вместе с Золтаном располагается в таверне Вергена. Там он проводит все свое время и после выигранной битвы с каэдвенцами стал сочинять для Вергена гимн и помогать поэзией победившему городу.

Запись в дневнике

Tw2 journal Dandelion
Неловко писать о себе самом, но положение обязывает. Дабы заранее отбросить упреки в отсутствии объективности, пишу лишь самую скромную заметку, упоминая лишь повсеместно известные факты. Лютик, а в действительности виконт де Леттенхоф (впрочем, не в титулах дело!), дипломированный трубадур и преподаватель Оксенфуртского университета. Фигура, известная среди друзей и почитателей как галантный кавалер, франт и несравненный любовник. К северу от Яруги каждый слышал это имя, если только он не мужлан и не хам, а таковых мнения никто и не спрашивает.
Лютик принимал участие во всех важнейших событиях нашей эпохи. Любил, сражался, вел переговоры, а также добывал всякое знание, в том числе запрещенное. В своих сочинениях дал свидетельство временам и нравам, но славу добыл главным образом благодаря чувственной поэзии. В нижеописанной истории важно, что Лютик был другом Геральта из Ривии. Единственным настоящим другом, могу сказать с определенностью. Стал его доверенным лицом, советником и товарищем по несчастью (ибо счастья с ведьмаком изведать не пришлось). То же, что Геральт совершил, Лютик достовернейше описал, и не следует доверять тем, кто хрониста в обратном упрекает.
Деликатность - добродетель, которой я всегда следовал, - обязывает меня умолчать об обстоятельствах, при которых я начал сотрудничать с разведкой Темерии в лице Вернона Роше. Достаточно сказать, что в жизни каждого наступает такое время, когда перед лицом важных событий невозможно остаться безучастным. Так же и я не мог проводить жизнь в бездействии, когда на моих глазах вершилась история. Моя преданность общему делу и привела меня во Флотзам. Там, ввиду некоторых обстоятельств, в числе которых были две близняшки из местного борделя, пес, кот и масляный светильник, я попал на эшафот, откуда едва унес ноги.

Путь Иорвета:

Само собой разумеется, что когда Геральт задумал продолжать поиски убийцы в Вергене, на приграничной земле, которая уже занималась огнем войны, я решил помочь другу. Ибо ведьмак был порой наивен как ребенок, а в политике разбирался не лучше, чем гуль в кулинарном мастерстве. Посему без моей помощи невелики бы были шансы отыскать хоть один след, не рискуя ежечасно угодить в беду. Как верный товарищ, допустить этого я никак не мог.
С Геральтом я прошел множество приключений, поэтому когда он попросил меня о помощи, я согласился без колебаний. Я рисковал и раньше, помогая ему в гораздо менее привлекательных авантюрах, нежели соблазнение поэзией несравненной любовницы-суккуба. Мне предоставилась возможность рискнуть жизнью во имя трех самых прекрасных и ценных вещей на земле: дружбы, любви и поэзии. Потому отказаться было невозможно.
Геральт вместе с Иорветом отправились в Лок Муинне на встречу с предназначением. Я же решил повременить в Бергене. Тем для баллад у меня было более чем достаточно, и потому я поборол в себе желание отправиться в Лок Муинне и стать свидетелем событий, которые должны были там произойти. Конец истории я знаю лишь с чужих слов, но изложил его здесь как можно точнее, а если что и упустил, значит, об этом и вспоминать не стоило.

Игра «Ведьмак 3: Дикая Охота»

В Новиграде поэт неожиданно получает во владение бордель Шалфей и Розмарин, принадлежащий ранее криминальному авторитету Алонсо Вилли. Это становится поводом осуществить давнюю мечту по барда – открыть собственное кабаре. Делая всё возможное, Лютик, неожиданно для себя, становится более ответственным. Ко всему, в Новиград приезжает Присцилла – давняя подруга поэта, к которой он имеет любовную симпатию. Но всё это прерывается, когда к трубадуру приходит Цири и просит о помощи. Лютику нужно было помочь найти чародея, который специализируется на проклятиях. В современном Новиграде сделать это было непросто. Но оставить друга в беде Лютик не мог, поэтому решил обратиться за помощью к одному из криминальных авторитетов – Вилли Младшему. Тот в свою очередь соглашается, если герои принесут ему казну Сиги Ройвена. Ограбление бань Дийкстры удалось, но вот затем Лютик и Цири попали в засаду храмовой стражи. Цирилла была вынуждена бежать через телепорт, а барда схватили стражники.

Освобождать друга, в очередной раз, пришлось Геральту. С помощью друзей, он смог добиться перевозки Лютика вне города, после чего небольшой отряд атаковал конвой. После непродолжительной погони, ведьмак смог вытащить друга из переделки. Бард, в свою очередь, рассказал всё, что знает от Цири.

После этого, Геральт, в зависимости от действий игрока, сам убедился, что Лютик действительно стал серьезнее. Хотя к некоторым вещам поэт всё так же относился небрежно, в определенных вопросах он проявлял должную смекалку. К несчастью, поспособствовавшая этому Присцилла была атакована неизвестным маньяком. Лютик попросил Геральта наказать негодяя. Затем, бард помогает Цираночке восстановиться после ранения и открыл даже кабаре Хамелеон.

Конец деталей сюжета.
Лютик (1)

Запись в дневнике

Держу пари, мой любезный читатель, что ты человек светский, а потому нет нужды рассказывать о роли, которую довелось сыграть моей скромной персоне в описываемых событиях, однако же сделаю это из соображений полноты повествования и в расчёте на то, что ты читаешь сию летопись в дальнем уголке мира, где мой герой ещё не столь известен.
Родившийся в 1229 году даровитый поэт и трубадур, выпускник Оксенфуртской академии, частый гость на королевских дворах, несравненный любовник, ценимый, а порою и даже обожаемый дамами по всему миру, умелый дипломат и пылкий оратор — вот образ Лютика, известный по рассказам знавших его людей.
Образ это, пожалуй, несколько перенасыщен красками: сам ваш покорный слуга предпочитает думать о себе как о непритязательном художнике и скромном служителе муз — моя летопись обязана своим появлением на свет тому факту, что я был, есть и навеки останусь близким другом и верным товарищем ведьмака Геральта, коему я, усердный летописец, и посвящаю настоящий труд.
Узнав о моем исчезновении, Геральт бросил все дела и отправился на поиски. Поначалу он полагал, что причина моего отсутствия кроется в моих многочисленных и бурных любовных похождениях, но впоследствии установил, что я пустился в преступные аферы и пытался украсть сокровища, принадлежавшие одному из главарей новиградского преступного мира. Причины моих поступков стали ясны Геральту позднее. Я доказал всем, что когда речь идет о спасении Цириллы, я без колебаний засуну голову в пасть льва, и уж тем более не позволю ей в одиночку иметь дело с таким отребьем, как Киприан Вилли, прозванный (не без оснований!) Ублюдком.
Только сумасшедший назовет геройством схватку с многократно превосходящими силами противника. Хотя нрав мой славится своею непредсказуемостью, славы сумасброда мне пока удавалось избежать. Я прикрывал отход своих товарищей до последнего, и в конце концов Храмовая стража схватила меня и заключила в темницу, где я и ждал неминуемой казни.
Правду говорит народная мудрость: „Друзья не бросят даже тогда, когда сама судьба отвернется от тебя“. Мои верные товарищи сполна подтвердили справедливость этого изречения, когда спасли меня от верной и мучительной смерти.

Связанные задания

Дополнение «Кровь и Вино»

В случае, если Геральту не удалось предотвратить смерть Сианны от когтей Детлаффа и он попадает в тюрьму, Лютик прибудет в Туссент и поможет другу освободиться, помирившись с княгиней Анной-Генриеттой и убедив ее в невиновности Геральта. А также, если Геральт не смог построить отношения с одной из чародеек и Цири не вернулась из Белого Хлада.

Связанные задания

В фильме и ТВ-сериале

В сериале «Ведьмак» роль Лютика исполняет актёр Збигнев Замаховский. Вместо бездельника, вруна и бабника, сериальная версия персонажа более серьзная сложная и философская, являющаяся для Геральта вторым, после Цири, связующим с его человеческой натурой и единственным честным и верным другом ведьмака.

Дополнительно

  • В компьютерной трилогии игры Ведьмак, Лютика озвучивал — Сергей Бурунов.
  • Бард негативно относится к барону Кимбольту. Кимбольт не заплатил ему за выступление при своем дворе, да и еда у него была не очень. В случае, если Кимбольт стал бы королем Темерии, Лютик пообещал уехать из Темерии.
  • Лютик, по словам Дийкстры, шпионит почти на всех монархов Севера, но несмотря на трусоватость, сообщил Геральту о слежке и действовал в интересах Геральта, но не Дийкстры. О деятельности Лютика как шпиона известно мало, а он сам отрицал свои связи с тайными службами даже своему куратору-Дийкстре. 
  • Лютик считает себя гражданином мира. 
  • Лютик — один из главных персонажей в рассказе Марии Галиной «Лютня и всё такое».
  • Лютик просто без ума от туссентского вина Фьорано.

Галерея