ФЭНДОМ

Crossed swords
Битва при Бренне
(ориг. Bitwa pod Brenną) — является одним из самых известных сражений Второй Северной Войны. Это был поворотный момент для Севера, который до этого момента довольно плохо держался перед армией врага. Битва состоялась у содденского села Старые Жопки, но в силу нескольких причин, в качестве географической привязки был выбран соседский посёлок Бренна.

Предыстория Править

Кампания 1267 года закончилась для Нильфгаарда удачно. В ходе августовского наступления против Темерии Империи удалось захватить Вердэн, Бругге и практически весь Содден — крепости Разван и Майена пали, Марибор был осажден. В битве у последнего была разбита армия Темерии[1].

Весной 1268 года планировалось начать грандиозное наступление, в котором должны были принять участие около 300 000 человек[2]. Впрочем, этим планам не суждено было сбыться. Группа армий «Запад», прикрывавшая фланг центральной группировки под командованием Мэнно Коегоорна и действовавшая в Вердене, вызвала своим отношением к местному населению восстание, которое возгласил сын лояльного Нильфгаарду короля. Это не давало Коегоорну перейти в наступление, чем и воспользовались союзники — они нанесли ряд контрударов, деблокировав Марибор и освободив Майену[3]. Тем временем темерцы получали подкрепления — к ним присоединялось все больше и больше добровольцев, также на подмогу шли войска Редании и Каэдвена[4]. По всей видимости, после взятия Майены нильфгаардцы все-таки перешли в наступление, вновь осадив этот город. Вскоре на выручку осажденному городу выдвинулись силы союзников под командованием короля Фольтеста и коннетабля Яна Наталиса[5]. Узнав об этом, Коегоорн принял решение перекрыть им путь и принудить их к генеральному сражению[6]. Противники встретились близ села Старые Жопки около речки Хотли[7].

Силы сторон Править

Нильфгаардская Империя Править

Coehorn

Фельдмаршал Мэнно Коегоорн

По командованием фельдмаршала Мэнно Коегоорна находились две армии, общая численность которых составляла около 46 000 человек[8]: Четвёртая Конная Армия под командованием генерал-майора Маркуса Брайбанта, в состав которой входили дивизии Венендаль, Фрундеберг и Магна, а также бригады Наузикаа (командир — Кеес ван Ло), Врихедд (Исенгрим Фаоильтиарна), Вторая Виковарская и Седьмая Даэрлянская (Элан Трахе), и Третья Армия под командованием генерал-лейтенанта Реца де Мелис-Стока, в состав которой входили дивизии Альба (Тибор Эггебрахт), Деитвен (Лиам аэп Муир Мосс) и Ард Феаинн (оберштер Рамон Тырконнель)[9][10].

На левом фланге армии Империи Коегоорн расположил дивизии Деитвен и Ард Феаинн, в центре — дивизии Фрундеберг и Альба, а также бригады Врихедд и Вторую Виковарскую, на правом фланге располагались Венендаль и Магна. Бригады Наузикаа и Седьмая Даэрлянская были оставлены Коегоорном в резерве[11].

Союзники Править

ToK57XHIBDQ

Король Темерии Фольтест

Общая численность армии Северных королевств под общим командованием короля Темерии Фольтеста и коннетабля Яна Наталиса составляла порядка 27 000 человек. На левом фланге, примыкавшем к сожженной деревне Бренна, расположились силы реданского королевского корпуса под командованием графа Кобуса де Руйтера, численностью 8000 человек. В центре, перед холмами, располагались темерские и реданские пехотинцы и 10 хоругвей тяжелой конницы, общей численностью до 13 000 человек. С юга их позиции примыкали к Золотому озеру. Также во второй линии центра находились 3000 вызимской и мариборской пехоты, в том числе бригада Мудозвонов Пехотинцев, под командованием воеводы Бронибора. Наконец, на правом фланге позиции между южной частью Золотого озера и речкой Хотли были развернуты добровольческая Рать Махакама, части Вольной Кондотьерской Компании и восемь хоругвей лёгкой кавалерии. Командование правым крылом осуществляли краснолюд Барклай Эльс и кондотьер Адам Пангратт[12].

Также на подходе были реданские и каэдвенские хоругви под командованием генерала Бленгейма Бланкерта общей численностью более 10 000 человек[13].

Ход Битвы Править

Фельдмаршал Мэнно Коегоорн долго медлил, ожидая прихода сообщений от разведчиков. Его беспокоили северные холмы, однако разведка во главе с лейтенантом Ламарром Флаутом принесла обнадеживающие новости — там противник не был обнаружен. Коегоорн незамедлительно отдал приказ атаковать — решающая битва началась[14]. В центре и на левом фланге завязались тяжелые бои. Тяжёлая кавалерия Нильфгаарда яростно атаковала северян, однако те и не думали отступать[15]. Однако южнее Золотого озера армии Нильфгаарда некоторое время сопутствовал успех — части дивизий Деитвен и Ард Феаинн ударили по частям лёгкой кавалерии. Несмотря на серьезное сопротивление, нильфгаардцам удалось прорвать линию обороны, и лишь своевременный подход частей Вольной Кондотьерии во главе с Адамом Панграттом спас фланг от полного разгрома[16]. Тем не менее, под угрозой окружения оказалась добровольческая Рать Махакама, которая, однако, уверенно держала линию фронта. При помощи частей Вольной Кондотьерии им удалось отступить к озеру, предотвратив прорыв фланга частями дивизий Нильфгаарда[17]. На новых позициях, несмотря на сильнейший натиск и тяжелейшие потери добровольческая Рать и кондотьеры не дрогнули, выдержав атаки дивизий «черных»[18].

Тем временем в центре линия темерской и реданской пехоты начала разваливаться на стыке флангов. Мэнно Коегоорн отдал приказ бригаде Врихедд начать атаку на стык позиций[19]. Дивизии удалось прорвать позиции северян[18], но было уже поздно — с севера подходили части генерала Бленгейма Бланкерта. Поняв, что помощь близко, граф Кобус де Руйтер лично повел в бой реданскую кавалерию, стремясь не дать дивизии Вендаль развернуться фронтом к частям генерала Бланкерта[20]. Атака стоила графу жизни, однако смешала строй Вендаля — реданские и каэдвенские хоругви яростно атаковали правый фланг армии южан. Полностью осознав случившееся, Мэнно Коегоорн принял решение ввести в бой резервы — бригады Наузикаа и Седьмую Даэрлянскую, атаковав стык позиций реданцев и темерцев, зайдя таким образом в тыл реданскому королевскому корпусу. Атаку возглавил лично фельдмаршал[21].

Наузикаа гвинт1

Бригада Нузикаа атакует

Однако атака не удалась — фланговая атака нильфгаардских кавалеристов была остановлена темерским пехотным резервом воеводы Бронибора. Потеряв множество солдат и даже командира, они, тем не менее, сдержали натиск противника. Тем временем фронт армии Империи разваливался — как на правом, так и на левом флангах дивизии Императора были обращены в бегство[22]. Поражение сделалось неминуемым — фельдмаршал попытался спастись бегством, но попал в трясину и вместе со своим адъютантом Ударом де Вингальтом был расстрелян краснолюдами из арбалетов[23].

Причины поражения Править

Как правило, в Нильфгаарде считают, что решающую роль в битве под Бренной сыграли никакие не чудеса или случайности, а заговор. Якобы враждебные диверсионные силы одурманили и предали тогда маршала Коегоорна, обманули его и ввели в заблуждение[24].

Впрочем, вероятно, все весьма куда более прозаично. Так, например, нильфгаардский историк Рестиф де Монтолон в своей книге о северных войнах писал о том, что поражение Коегоорна явилось следствием его же серьезных ошибок. Монтолон пишет о том, что Коегоорн пошел на серьезный риск, приняв сражение, не обладая превосходством, что пренебрег разведкой и так далее[20]. По всей видимости, это так, поскольку разведка была действительно проведена очень плохо — командир разведчиков Ламарр Флаут банально струсил[25].

Последствия Править

Точное число потерь армии Северных королевств неизвестно, вероятно, оно составило около 30 000 человек[7]. В свою очередь, потери армии Империи были воистину огромны — около 44 000 человек были убиты, многие знаменитые полководцы остались лежать на поле под деревушкой Бренна. Но, как замечает Ярре, участвовавший в этой битве в составе бригады мудозвонов пехотинцев, «битва та была лишь малым камушком в строении, и невелик был бы ее вес, коли б не то, что были мудро использованы плоды виктории». Союзники сразу же после битвы перешли в наступление, разбив остатки группы армий «Центр» и вынудив их уйти за Яругу. Поражение центра не замедлило сказаться на положении флангов некогда единого фронта. Группа армий «Запад» Йоахима де Ветта была вынуждена спешно отступить в Цинтру, оставив за собой лишь три верденские крепости на Яруге — Настрог, Розрог и Будрог[26].

Тем временем на востоке Демавенд и Хенсельт объединились и начали наступление против группы армий «Восток» герцога Ардаля аэп Даги. Ослабленные лирийскими и ривийскими партизанами королевы Мэвы, нильфраагрдцы отступили к Альдербергу. Вполне возможно, что численно превосходящая союзников армия Империи и смогла бы одержать победу, однако незадолго до битвы герцог был отравлен — армия оказалась обезглавлена, а вскоре и разгромлена[27].

2 апреля начались переговоры о мире[28], в результате которых был подписан Цинтрийский мир, завершивший вторую Северную войну.

Примечание Править

  1. Башня Ласточки, гл. 8, стр. 295
  2. Башня Ласточки, гл. 8, стр. 295-296
  3. Владычица Озера, гл. 6, стр. 217
  4. Владычица Озера, гл. 8, стр. 329
  5. Владычица Озера, гл. 8, стр. 299
  6. Владычица Озера, гл. 8, стр. 295
  7. 7,0 7,1 Владычица Озера, стр. 294
  8. Владычица Озера, стр. 300
  9. Владычица Озера, стр. 296
  10. Владычица Озера, стр. 301
  11. Владычица Озера, стр. 201
  12. Владычица Озера, стр. 299
  13. Владычица Озера, стр. 330
  14. Владычица Озера, стр. 302-303
  15. Владычица Озера, стр. 311
  16. Владычица Озера, стр. 312
  17. Владычица Озера, стр. 314-319
  18. 18,0 18,1 Владычица Озера, стр. 325
  19. Владычица Озера, стр. 320
  20. 20,0 20,1 Владычица Озера, стр. 329
  21. Владычица Озера, стр. 331
  22. Владычица Озера, стр. 336
  23. Владычица Озера, стр. 337-339
  24. Владычица Озера, стр. 330
  25. Владычица Озера, стр. 301-302
  26. Владычица Озера, стр. 341-342
  27. Владычица Озера, стр. 342
  28. Владычица Озера, стр. 417
Северные Войны
Первая Долина МарнадальЦинтраНижний СодденСодденский холм
Вторая ТаннедСкалля и СпалляРивияАльдерсберг (I)ВенгербергМост на ЯругеМариборВердэнМайенаБреннаАльдерсберг (II)
Цинтрийский мир
Третья Зимняя ВойнаВелен